Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Формирование здорового и безопасного образа жизни

Положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»

Документы центра содействия и укреплению здоровья обучающихся

Программа деятельности Центра содействия укреплению здоровья школьников

Школа со смешанным контингентом обучающихся, где обучаются  дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в педагогической поддержке, потому учителя целью своей работы считают создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим противопожарным правилам и нормам.

Имеется спортивный зал, кабинет «Здоровья», кабинет психолога, логопеда, сенсорная комната, современно оснащенный (лицензированный) медицинский кабинет, столовая, оборудованы два кабинета информатики с выходом в сеть интернет.

В школе созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Школа работает в одну смену. Продолжительность урока в 1-х классах в первом полугодии 35 минут, во втором полугодии 45. Во 2 – 11 классах  — 45 минут.

Начало занятий 8.30 с обязательным проведением в 1 классах динамической     паузы, продолжительность перемен между уроками 15 минут.

С 2011 года в школе создан Центр содействия укреплению здоровья школьников, реализуется технология  В.Ф. Базарного, с 2012 года школа участвует в муниципальном инновационном проекте  «Формирование здорового и безопасного образа жизни».  В соответствии с постановлением правительства РФ от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011 —  2015 годы» в школе реализуется образовательная программа общего образования, обеспечивающая совместное обучение инвалидов и лиц,  не имеющих нарушений развития.

В 2012-2013 учебном году работа была направлена на достижение цели: «Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей».

Проблема ослабленного физического и психического здоровья детей на сегодня особенно актуальна. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Любая российская школа, и МОУ «Разуменская СОШ №2 г.» в том числе, призвана выполнить объективный заказ на воспитание здорового человека.

Поэтому генеральной целью педагогической системы нашей  школы как школы, содействующей здоровью, было определено воспитание, обучение и развитие здорового человека, создание условий для реализации ребенком своего социального и биологического потенциала, для успешной его адаптации в обществе.

Важными моментами в работе по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • включение в планы школы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению своего здоровья;
  • воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни;
  • обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья;
  • подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих технологий;
  • проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся;
  • динамики состояния их здоровья;
  • проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни;
  • профилактику вредных привычек.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

Образовательный процесс осуществляется с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,   результативность), формах и методах обучения (нетрадиционные формы занятий: КВН, конкурсы, экскурсии, соревнования,  и т.д.), методах контроля и управления образовательным процессом.

Кроме того, большую роль в образовательном процессе играют здоровьесберегающие образовательные технологии, которые являются наиболее  значимыми среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
  • Для достижения генеральной цели педагогической системы нашей школы как школы, содействующей здоровью, нами намечены и проведены следующие мероприятия:
  • школа работает в одну смену;
  • организация занятий проводится согласно санитарно-эпидеми ологическим нормам;
  • осуществляются педагогическая  поддержка и психологическое сопровождение учащихся, в течение всего периода обучения в школе;
  • функционирует учебно-консультационный пункт, в котором для обучающихся созданы условия, позволяющие работать в том ритме и режиме, который не ведет к дополнительным перегрузкам;
  • организовано горячее питание школьников, в рацион включены фрукты и овощи;
  • работает программа «Школьное молоко»,  «Школьный мед»;
  •  режим работы школы предусматривает динамические паузы, четыре пятнадцатиминутные перемены;
  • прогулки в ГПД и спортивные игры, работа спортивных секций.
  • С 2011 года в школе реализуется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного.

С этого учебного года школа работает в режиме муниципальной инновационной  площадки  «Формирование здорового и безопасного образа жизни»

В ходе экспериментальной работы, рассчитанной до 2015 года, предполагается решение такой первоочередной задачи, как построение учебно-воспитательного процесса, который обеспечивал бы не только формирование глубоких и прочных знаний учащихся, но и сохранение, укрепление их здоровья, формирование мотивации к здоровью и ЗОЖ. Эта задача будет реализована за счет организации оптимального режима обучения, применения здоровьесберегающих технологий обучения, введения системы непрерывного обучения школьников культуре здоровья, реализации валеологического потенциала содержания учебных предметов, организации системы внеклассной валеологической воспитательной работы.

Реализация  валеологического потенциала содержания учебных предметов является обязательной для каждого педагога школы.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется прежде всего на уроках физической культуры – 3 часа в неделю, Основ безопасности жизнедеятельности, изобразительного искусства, музыки, биологии, химии, физики.

Анализируя содержание программного материала школьного курса, можно сделать вывод, что и другие общеобразовательные предметы решают проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Так,  например,  на уроках английского языка также возможно решение такой проблемы.

Например, в 5 классе при изучении темы “Досуг и увлечения”, в 6 классе — “Здоровье и личная гигиена”, в 7 классе — “Защита окружающей среды”, “Здоровье и личная гигиена”, в 8 классе – “Спорт”, в 9 классе – “Здоровый образ жизни”, в 10 классе – “Легко ли быть молодым”, 11 классе – “Система социального обеспечения” и т. д.

Творчески работающие учителя не ограничиваются материалами учебников,  а расширяют спектр текстов соответствующего содержания, лексических и грамматических упражнений, разрабатывают внеклассные мероприятия, внося свою посильную лепту в формирование культуры здоровья учеников.

Аналогичную работу проводят и другие учителя – предметники. В своей работе педагоги ориентируются на то, что при введении в предмет здоровьесберегающих компонентов (физкультурные паузы, релаксация, дополнительная информация о здоровом образе жизни в контексте изучаемой темы и т.д.) следует избегать их навязывания; необходимо дать детям чёткое обоснование проблемы, указать пути её решения, показать благотворное влияние предлагаемых мероприятий на состояние здоровья человека, сформировать чёткую установку, что «любую болезнь легче предупредить, чем лечить».

 Работа школы  по формированию здорового и безопасного образа жизни